Неделю назад я читала лекцию “Защита от рисков в личных финансах” в рамках курса “Финансовый консультант-инвестиционный советник”. К слову, группа в этот раз подобралась сильная - у многих за плечами опыт работы в финансах и бухгалтерии, а у кого-то - даже специализированный профиль риск-аналитика. Так что занятие прошло довольно бодро и живо - с комментариями, ответами на вопросы и разборами реальных ситуаций.
Но! Когда мы дошли до темы “тревожной папки”… угадайте: у скольких участников семинара она была?
Правильно! Ни у одного! А это, еще раз подчеркну, “продвинутая” аудитория. Осознание этого настолько всех поразило, что было принято единогласное решение на ближайших выходных эту папку сформировать!
Так вот. В свете последних событий решила напомнить и всем остальным про важность этого инструмента.
❓ Что такое “тревожная папка”?
По сути - документ, отражающий “последнюю волю”. И, если в завещании могут быть прописаны основные положения по поводу имущества, то роль “тревожной папки” - ответить на вопросы:
Есть ли деньги? Если да, то где хранятся и как можно получить к ним доступ?
Какие есть активы и что из этого можно продать?
Есть ли пассивы (долги, кредиты и обязательства)?
Есть ли полисы страхования и что по ним можно получить?
И, наконец, что делать, если…
❓ Какие документы могут лежать в “тревожной папке”?
Документы на активы - список всего имеющегося + где могут лежать оригиналы. Например, у меня все документы на активы лежат в отдельной папке, и чтобы не “сгружать” всё в “тревожную” - проще указать просто название папки с оригиналами.
Документы на пассивы - список всего имеющегося + где могут лежать оригиналы.
Полисы страхования + все платежки по ним. Поскольку при наступлении страхового случая может понадобиться подтвердить внесенный платеж - лучше, если они также будут сразу “под рукой”. Опять же, если страховки хранятся в отдельной папке - точно так же можно просто сослаться на неё.
Завещание, если есть.
Описание возможных программ помощи на работе.
❓ Какие инструкции могут лежать в “тревожной папке”?
Последняя воля, которая может быть совсем не связана с имуществом и активами. Например, какие-либо пожелания и напутствия.
Полезные контакты: к кому можно обратиться с каким вопросом.
Что и кому можно продать из имущества.
Что и кому можно отдать из имущества (например, ту самую книгу давно хотел друг).
Ответы на актуальные вопросы и советы, которые могут просто не прийти в голову близким в тяжелую минуту.
И, наконец, доступ к электронным документам.
❓ Как правильно составить “тревожную папку”?
Совсем необязательно это будет именно папка - это может быть и простой лист, и тетрадь, и даже электронный файл или папка в Гугл. Главное: чтобы формат был удобен самому составителю и близкие имели к нему доступ.
Важно: оповестить близких о наличии “тревожной папки”. Желательно сообщить всем потенциальным наследникам - это существенно увеличит шанс, что хоть кто-то вспомнит о таком документе в трудную минуту. Если необходимо, можно заранее дать изучить полностью или частично и узнать: всё ли понятно.
Информацию необходимо актуализировать как минимум раз в год и при любых значимых изменениях.
📌 P.S. Одна моя клиентка вот уже два года не выходит на связь. У неё есть открытая инвестиционная программа с солидным капиталом. Мы все эти два года безуспешно всеми силами пытаемся связаться с её наследницей, указанной в документах. Я отправила ей заявку в Vk, но у нее там закрытый профиль, и заявка не принята. Я писала ей по имеющимся контактам. Нашли даже место её работы - и туда обратились… Безуспешно.
Забота о наследниках - не только в том, чтобы оставить им капитал.
Забота о наследниках - это ещё и сделать всё зависящее для того, чтобы они этот самый капитал потом получили.